Елизавета (beth4ever) wrote,
Елизавета
beth4ever

Categories:

Как завести сайт и выжить

На моих глазах погибло немало сайтов. Я тут не о шумных историях типа перезапуска Кинопоиска, а о маленьких сайтах. О визитках небольших компаний, личных страницах, интернет-магазинчиках.

Путь они приходили примерно один и тот же.

В какой-то момент человека охватывала мысль: у всех сайты, интернет - деньги, надо завести сайт. Сайт-сайт-сайт. Первый сайт возникал не пойми как. Кто-то в муках делал его сам, на вордпрессе, если не на народе.ру. Кто-то обращался к первым попавшимся спецам. И сайт был черти какой. Но он работал. Как самая уродливая картонная визитка из архивов Темы Лебедева, на которой все-таки есть ваши ФИО, должность и правильный телефон. Как лом. После начального периода гордости за свое творение владелец начинал замечать, что кое-чего не хватает, а кое-что следовало бы удалить, и вообще-то у других сайты как-то покрасивее, поудобнее.

Затем наступал период МальчикаТМ. Владелец уже потратился на этот чертов сайт и на его ремонте желал сэкономить. МальчикТМ - какой-нибудь несчастный однокурсник племянника бухгалтера, который "ну, вечно с этими штуками возится". Владелец сайта уверен, что переделать сайт пара пустяков и заплатить за это можно гроши. МальчикТМ понятия не имеет, как сделать половину из того, что ему заказывают, но гроши получить очень хочет. В итоге он что-то делает и либо сливается, либо его сливают.

Раздосадованный владелец какое-то время пребывает в состоянии отрицания реальности. Но все-таки ему приходится признать, что пора снова чинить сайт. "Позарился поп на дешевизну!" - говорит он себе и обращается в ФирмуТМ. ФирмаТМ умеет главное - вешать заказчику лапшу на уши. За лапшу бедолага платит втридорога и какое-то время ходит ослепленный перспективами и собственными тратами... А потом сайт добивают окончательно, редизайнят так, что дешевле начать все сначала.

А проблема в том, что заказчик, как правило, не знает, как проконтролировать работу над сайтом. И не потому что он дурак, а потому что он тут один и дел у него (или нее) полно, и копаться еще и в этом недосуг.

Я хочу составить небольшой список того, о чем лучше все-таки знать заранее, если вы решили связаться с сайтом. Предлагаю добавлять пункты из своего опыта.

0. Может ли сайт быть "совсем бесплатным"? Может. Если вы звезда. Тогда фанаты сами наделают про вас сайтов. :)
В остальных случаях - НЕТ. Потому что это труд. Потому что даже если вы решите обойтись страничкой в соцсети и одними только текстовыми сообщениями на ней, кто-то должен выполнять этот труд, а труд стоит денег.

1. Надо выучить хотя бы немного терминов. Доменное имя, хостинг и хостер, сервер... Вам надо хотя бы примерно представлять, что это, потому что вам за это платить. Иначе вы ведете себя как пьяный в магазине: "О, какая-то херня. Надо брать!"

2. Сайт должен быть вашим. То есть оплатить его должны вы и у вас должны быть доказательства того, что он вам принадлежит. Я, наверное, капитан очевидность, но я видела людей, которые давали денег МальчикуТМ, говорили: "Ну ты это, оплати, че там надо", а потом обнаруживали, что их сайт теперь занимается рассылкой спама. И у вас должны быть все контакты и пароли от ВСЕГО. Пусть вы даже боитесь пользоваться ими и заходить в эти страшные дебри.

3. Это странно, но обычно тем, кто занимается сайтом, глубоко наплевать, что вы там на него старательно загружали. Поэтому при редизайне владельцы часто с удивлением обнаруживают, что старое содержимое - ой, всё! В общем, первым делом, пытаясь что-то поменять, убеждайтесь, что все ценное забэкаплено (то есть скопировано и может быть восстановлено).

4. Для работы над сайтом часто нужно несколько человек (а иногда - много). И один не может заменить любого другого. Например, визуально красиво делает один, удобно пользоваться делает другой, а каждый день что-то новенькое - делает третий.

5. Да, нельзя вот так раз, сделать сайт, и он будет прям сам работать и работать. Кто-то должен за ним присматривать. Это как огород. Если уж ввязался, то круглый год что-то окучиваешь. Кстати, тут как раз всякие мальчики/девочкиТМ (а чаще всего молодые мамы) обычно и пригождаются.

6. Как составить ТЗ (техническое задание)? Стоит открыть 3-4 сайта, с которых хочется брать пример. Посмотрите на них внимательно. Где название? Что под ним? Что в центре страницы? Что справа, что слева? Куда ведут ссылки с главной? Как быстро можно найти то, что тебе надо? Какие есть у них бесящие черты? Что в них хорошего? Что общего? Потом возьмите лист А4, нарисуйте большой прямоугольник. Так будет выглядеть ваш сайт на экране. Берите карандаш и рисуйте, что вы там хотите показать миру. Вот прям так: тут хочу кнопку "праминя", тут мой портрет, тут дневник настроения моей кошки, а тут ссылку "хреначь в фейсбук!", прям как у больших. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте как вам нравится.

7. Такая фигня как авторское право существует. Поэтому нельзя просто взять и разукрасить свой сайт какими-то фото веселых людей "из интернета". И "сделайте мне как адме" - тоже нельзя. Нельзя воровать в интернете. Надо делать свое, увы.

8. Сайт не принесет вам денег. Не-не, если все правильно сделано, то через сайт-визитку будут узнавать ваш телефон, блог будут читать, в интернет-магазине делать заказы, но когда ФирмаТМ начинает заливать "а давайте мы вам навешаем контекстной рекламы, а вот у нас еще хороший спец по продвижению в поисковиках, а вот у нас сипиар мудбордом по диджиталу", то особо рот не разевайте. Это же огород. Чертова прорва. Зато свой, родной.
Tags: работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment