Елизавета (beth4ever) wrote,
Елизавета
beth4ever

Category:

Елизавета Александрова-Зорина - "Сломанная кукла"

Вам встречались подборки книг с заманчивыми анонсами: "Книги, которые навсегда изменят вашу жизнь"? Обычно под ними скрывается или стандартный набор "всякого интеллигентного человека": "Мастер и Маргарита", "Три товарища", "Маленький принц", или комплект ньюэйджевой чепухи, или вообще какие-нибудь "Сумерки" с "Дивергентом" - тут авторы явно на более молодое поколение ориентируются.

И всякий раз я невольно думаю: это каким надо быть внушаемым человеком, чтобы всякая книга, пусть и хорошая, серьезно меняла твою жизнь? (Давайте тут не увлекаться и не обсуждать вопрос, насколько вообще жизнь возможно изменить).

Так вот, на обложку "Сломанной куклы" вынесли фразу: "Может быть, вам удастся прочитать "Сломанную куклу" и остаться прежним человеком. Мне не удалось". Вот, вот кто этот внушаемый человек! Мариной Степновой, лауреаткой "Большой книги" подписано данное признание.

Заявка серьезная. Но книга отвратительна и если и сделала меня иным человеком, то только за счет испорченного на несколько часов настроения. Ну, как та бабочка. Бяк противным крылышком, и где-то впереди меня, очевидно ожидает торнадо и Шварценеггер в президентах.

Есть у "Сломанной книги" одно достоинство. Ее героиня - женщина-мудак. Это большая редкость! Много ли вы помните книг, главные героини которых женщины - мошенницы и садистки? Наша Ива Нова (нехитрый псевдоним, прямо скажем) именно такая. Она пишет популярные психологические книжки, проводит тренинги личностного роста, при этом клиентов откровенно презирает, выкачивает из них бабло, а на этику тренера и психолога плюет. Как и на супервизию, повышение квалификации и тому подобную ерунду для простых людей. Но мало того, что она корыстная дрянь. Она еще и ставит на людях жестокие эксперименты! На протяжении всей книги опыты оправдываются идеей доказать, что человек - всегда жертва обстоятельств. Но это лишь отмазка. Тут гениальностью и помешательством в стиле "замучаю дюжину человечишек, но одарю человечество" не пахнет. Никаких открытий Ива не делает. А люди страдают, получают душевные и физические травмы, иногда умирают. Например, она повторила как-то эксперимент Милгрэма, только вместо заключенных и тюремщиков подопытные у нее играли собак и дрессировщиков, пока не стали вполне серьезно унижаться и унижать друг друга. И что?

Ладно, хватит об этом. На момент действия книги от нашей личинки маньяка ничего толком не осталось. Увы. Могло быть интересно. Кто-то провернул с героиней злую шутку и она осталась без гроша, жилья, друзей, успеха и всего прочего.

Всю книгу наша героиня переживает падение. Эдакая "Жюстина" только про садистку, а не мазохистку. Падение довольно быстро начинает утомлять. Чуть-чуть героиня выкрутится, как снова оказывается избитой, запертой, униженной, отверженной, изнасилованной, ограбленной, нищей, пьяной, еще какой-то... Все ждешь чего-то, а ничего не происходит. Ни тебе духовного перерождения - нет, героиня к концу начинает считать свои старые слова пустыми, но это, так сказать, не похоже на утомительный подъем к моральным вершинам. Ни борьбы с обстоятельствами. Она ломается сразу. Вот серьезно. Первый удар судьбы - и Ива Нова уничтожена. Дальше ее барахтает по сюжету как и сказано в названии - как куклу. Она не пользуется открывающимися возможностями ни для расследования, ни для мести, ни для работы над собой, да даже шанс прилично одеться и умыться героиня обычно упускает по странной воле авторки.

И к чему же это все приводит? Для тех, кто прочитает аннотацию, толком ни к чему. Доброе издательство выдало всю интригу прямо на задней обложке. Над героиней ставили эксперимент в духе ее собственных! И очень легко догадаться, кто его ставит. Правда, мотивы антагонистов не ясны. Ну, они и у героини была не лучше. Куклы замордовали другую куклу. У этих героев, кстати, даже и имен нет.

Финал не является развязкой этой истории. В конце концов, тут вам мейнстрим и большая литература, а не детектив какой-нибудь. Героиня беседует со своим, так сказать, злым близнецов, выходит на улицу и делает некрасивый, но символичный жест, окончательно становясь никем. Поскольку она и до того не считывалась как живой человек, то получается нечто антикульминационное.

А чтобы никто не сомневался, что это вам не какой-то там жанровый романчик, а самый что ни на есть крутой большой роман, авторка пишет красиво.

- У Ивы были ржаные волосы и тонкие, готовые вот-вот лопнуть губы, на которых улыбка, как кошка, гуляла сама по себе
- Пахло потом и едкими духами, а в углах, если хорошо приглядеться, можно было различить пылившиеся обманутые надежды
- ... женщины... с опухшими воспаленными глазами и побитой молью судьбой
- Ива водила языком по зубам, как палкой по доскам забора, и ее молчание густело, словно кисель
- Скрестив ноги, сидела на постели, прислушиваясь к своим внутренностям, звеневшим как монеты в банке для мелочи

Александрова-Зорина редко упускает момент ввернуть сравнение, да и в диалогах ее героям нет спасения от литературы, поэтому они беседуют вот так:

"- Я всего лишь хотела увидеть, как твоя жизнь, такая продуманная и выверенная до деталей, полетит в пропасть, словно сорвавшийся со склона камень... И вот ты передо мной, жалкая бомжиха, у которой ничего нет, даже имени. И я для тебя теперь господь бог: я могу быть любовью, а могу творить кошмар".

Рекомендую не читать. Да, и если говорить о списках модных книг, то эту, мне кажется, хорошо заменить старыми-добрыми "100 лет одиночества".
Tags: втопку.ру, рецензии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    "Она не уходит" потому же, почему кто-то досматривает до конца дурацкий фильм, кто-то берет кредит, чтобы вложить в безнадежный стартап, а кто-то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments