?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю восхвалять фанфикшн. В этом посте пойдет речь не о текстах, а о всем комплексе продукции, и, в общем, не о качестве этой продукции, а о системе, в которой она возникает.

Традиционный издательский бизнес устроен линейно. На одном конце цепочки находится издатель (нет, не автор), на другом - читатель. Издатель, ориентируясь на какие-то свои соображения (интуицию, традицию, маркетинговый анализ, Луну в Козероге и т.п.) выбирает, какую книгу ему издать. Заказывает ее или покупает и передает на своего рода конвейер. На этой конвейерной ленте книгу пишут, переводят, редактируют, корректируют, иллюстрируют, рекламируют, печатают, доставляют, продают... И вот, наконец, она оказывается у читателя, который, впрочем, не обязательно остается доволен. Но другого мира у нас для вас нет.

Система весьма консервативна. Она сложная, дорогая, она требует нанимать множество сотрудников, она очень туго реагирует на обратную связь, войти в нее непросто. Это рискованный бизнес.

С другой стороны, как сейчас организован фанфикшн? Это ряд крупных сайтов для писателей и художников, а также ряд социальных сетей, где сосредоточены крупные сообщества авторов. Все они взаимодействуют между собой благодаря современным технологиям.

Преграды на входе для производителя? Минимальны. Напечатала, нарисовала? Публикуй.
Обратная связь? Мгновенная и очень активная. Потребитель (читатель, зритель) буквально, фактически влияет на процесс производства. Оставляет запросы, критикует, хвалит, поддерживает и зачастую сразу получает запрошенное. Хочу рассказ вот этом, пишет читатель - запрос видят сразу несколько авторов, и читатель порой в считанные дни бесплатно получает несколько рассказов, если запрос был достаточно интересен!
Затраты производителя? Только те, которые нужны, чтобы написать, нарисовать и так далее.
Посредник - это сама система (сайты, позволяющие публикацию) + некоторые участники, которые добровольно и бесплатно берут на себя роль, например, редакторов, корректоров, иллюстраторов, переводчиков и так далее. Издатель из уравнения вычитается и черт с ним.
Еще одна особенность - потребители легко меняются ролями, сами становятся производителями.
Курирование? Нет зависимости от прихоти издателя и его веры в то, что пипл схавает. Разные сообщества авторов позволяют курирование разной степени строгости. С одной стороны, возможно опубликовать работу нулевого качества, вход, как я уже говорила, совершенно беспрепятственный. С другой - технология позволяет читателю легко отфильтровать такие работы и получать только контент высокого качества (или того качества, которое ему интересно).

Еще одна особенность - возникновение новых форм контента. Макси, драбблы, рек листы (да, список рекомендаций - тоже форма контента), подборки тематических фотографий, гиф-сеты, переделанные цитаты, блоги, ведущиеся от лица персонажей, подборки музыки, видео-клипы, косплей и так далее. Тут не бывает: "Издатель решил, что рассказы не продаются, извините".

Ну, я предполагаю, что авторы оригинальных работ рано или поздно вольются в эту систему (как только будет решен вопрос с монетизацией, но некоторые и раньше), потому что она, очевидно, куда более прогрессивна.

И она также является самоподдерживающейся и мотивирующей, почему и отлично работает даже без монетизации.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
ammosov
Jan. 9th, 2017 02:38 pm (UTC)
У нее одна проблема: она вторична. Нет базовых произведений - нечего пародировать и перепевать. А так, да, очень эффективна, как, вероятно, любое паразитное явление.
beth4ever
Jan. 9th, 2017 02:44 pm (UTC)
Об этом отдельно напишу
frau_derrida
Jan. 9th, 2017 09:35 pm (UTC)
Ориджиналы (первичные произведения) распространяются на тех же условиях, что и фанфики, фанарт и фанвидео (вторичные). На мультифандомных мероприятиях есть команды и номинации ориджиналов, на мультифандомных сайтах ориджиналы входят в списки фандомов.

С другой стороны, коммерческие "первичные" произведения, чтобы вписаться в издательскую серию, должны описывать заданного, уже известного типа мир, героев и события. Нет базового жанрового стандарта - нет сформированной аудитории и издательских серий, обращенных к ней.
ammosov
Jan. 9th, 2017 09:37 pm (UTC)
абз2 - это не так. Тот же Потырь
frau_derrida
Jan. 10th, 2017 07:55 pm (UTC)
В смысле, Роулинг? Так ее и отфутболивали во всех издательствах.
ammosov
Jan. 10th, 2017 07:56 pm (UTC)
А потом издали.
morwen_russe
Jan. 27th, 2017 10:44 pm (UTC)
Эта проблема заканчивается, если автор, набив руку/набрав опыт на фанфиках, начинает сочинять свое в подражание.

Западная фантастика, кстати, знает примеры, когда автор публиковал почти откровенное передирание любимой книги, переделанное ровно настолько, чтобы не придрались с авторскими правами. Терри Брукс, первая книга цикла "Шаннара" откровенно передрана с Властелина Колец. По сути - фанфик, где подкорректировали состав Хранителей, поменяли имена и названия, всунули в отряд эльфийскую принцессу и эльфийского киллера, а хоббитам дали другую блестяшку вместо колечка. Прокатило на ура,и автор накатал целый цикл, уже несколько более самостоятельный.
Этот же путь проделали некоторое количество авторш "иронической фэнтези", откровенно подражавшие Громыко.
Ничего невозможного в переходе от фанфикшна к оригинальным текстам нет. Это вопрос в основном технический и количественный (многие фанфики это малая и сверхмалая форма).
baka_utena
Jan. 9th, 2017 02:44 pm (UTC)
Это всё лучше работает для крупных и популярных фандомов, чем для мелконёхов вроде нас, которые варятся в собственном соку. Десяток-другой авторов, они же и читатели.
Ну и вопрос с раскруткой ориджиналов всё равно остаётся открытым.

Edited at 2017-01-09 02:45 pm (UTC)
beth4ever
Jan. 9th, 2017 06:50 pm (UTC)
Правда, тут можно тоже сказать - ведь не будь сети, то этот десяток, наверное, даже бы и не встретился. )
baka_utena
Jan. 9th, 2017 07:17 pm (UTC)
Кстати, фандомную среду ("систему") я воспринимаю не только как чисто сетевую - ведь фестивали, фанфики, додзинси и фэнзины появились задолго до интернета. И общий принцип был примерно тот же.
(В аниме эта тема осмысляется и рефлексируется самими авторами - например, Otaku no Video про 80-е или свежий Watashi ga Motete Dousunda про яойщиц. Кстати, есть подозрение, что тебе может и понравиться.)
beth4ever
Jan. 9th, 2017 07:22 pm (UTC)
Ну да. Нам недавно тренер по фехтованию рассказывал, как во времена его юности народ собирался на игры. Прилетает суровый чел с другого конца Союза и говорит, значит так, через полгода, такого-то числа, будет большой сбор на таком-то полигоне в другом конце Союза. Все мотают на ус, передают другим, и такого-то числа, что удивительно, действительно собирается куча народу. )
baka_utena
Jan. 9th, 2017 07:29 pm (UTC)
Ух ты, сурово как *_*
morwen_russe
Jan. 27th, 2017 10:38 pm (UTC)
Ну телефоны уже были все-таки)) Сарафанное-телефонное радио и самопальные ролевые журналы, плюс Зиланткон, где первые годы собиралась чуть не большая часть активной ролевой тусовки.
livejournal
Jan. 10th, 2017 08:05 am (UTC)
Что-то в этом есть
Пользователь shenbuv сослался на вашу запись в своей записи «Что-то в этом есть» в контексте: [...] Originally posted by at Фанфикшн как платформа [...]
( 14 comments — Leave a comment )