?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Когда много лет назад я открыла для себя фанфики, как сетевое творчество (не то, чтобы до интернета их не существовало, разумеется), я к ним отнеслась свысока. И отголоски этого отношения я вижу почти в любой дискуссии на тему фанфиков. Какая-то словесная отрыжка, гормональное творчество людей, не способных создавать "настоящую" литературу, да? Но не способных удержаться, тем не менее.

Сейчас я читаю то один, то другой фанфик на http://archiveofourown.org. Кстати, знаете, сколько там опубликовано работ? 2614000 на данный момент.

И я нахожу в них ряд достоинств. Одно из них - осознанность. Не говорю за всех авторов, конечно. Вряд ли я прочитала даже несколько десятков произведений из тех двух с лишним миллионов. Но я вижу, что авторы думали, серьезно задумывались над тем, что они пишут. (Я подписываюсь на некоторых, например, на тамблере, и, таким образом, наблюдаю за процессом).

Анекдотичная отмазка творческого человека "Я так вижу!" требует вопроса: "А как ты видишь-то, зараза!?"

Мне заметно, что некоторые авторы оригинальных, публикуемых в твердых копиях произведений, не могут на это ответить. Они просто хуячат. Ну, некоторые рассказывают, реально, про диктовку свыше. Или сниже, из недр подсознания. В общем, сверху или снизу, но уровень сознания так или иначе мы проскакиваем.

Почему у тебя вот тут - вот это? Почему сюжет такой, а не сякой? Что с динамикой ближе к финалу? Зачем тут убили Васю? А зачем вообще был Вася? Почему от первого лица? С хуяли ты передрал Булгакова во второй главе? Почему именно такой стиль, зачем столько инверсий, что у тебя с предложениями длиннее трех слов?

Автор не знает. А авторы фанфиков знают. Они работают над этим. Часто коллективно. Учатся они, блин. Они предупреждают читателей о рискованных пробах пера. Они, Богинюшка!, теги специальные ставят, посвященные внутреннему устройству своего произведения.

И мне такой подход греет душу. Я в нем вижу больше уважения к себе, как к читательнице. Кроме того и результат нередко выше того, что я, в среднем, могу купить в книжном в разделе "фантастика".

Recent Posts from This Journal

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
daria_arnary
Oct. 31st, 2016 02:08 pm (UTC)
Захотелось спросить. Как ты относишься к ситуации, когда автор пишет очень-очень заумно, почти нечитабельно без специальной подготовки (с массой отсылок, с запутанной композицией, с непонятным языком), а потом оказывается, что он все это тщательно продумал и «так надо» — тут ирония, тут постмодерн, тут жанровый эксперимент?

Может, это вопрос о другом жанре, но все-таки? Ты такое читаешь? Как ты смотришь на отношения читателя и автора в таком контексте?
rifrazione
Oct. 31st, 2016 02:25 pm (UTC)
Я вот только месяца три открыла для себя фанфик как жанр - и очень быстро мое отношение к ним эволюционировало. От guilty pleasure - до огромного респекта авторам за проработанность и кинематографичность мира.
И теги эти, да. И сколько же в этих фанфиках бывает любви к первоисточнику, которая при этом совершенно не мешает писать просто хороший текст.
irondragonfly
Oct. 31st, 2016 03:32 pm (UTC)
Глянь, я комментом ниже ссылку на статью дала, думаю, тебе может быть интересно.
irondragonfly
Oct. 31st, 2016 03:31 pm (UTC)
К вопросу о фанфиках - я только что дочитала вот такую работу, где как раз исследуется на предмет что это, зачем, почему и как работает: https://sociologica.hse.ru/data/2013/12/31/1338705310/SocOboz_12_3_07_Samutina.pdf

Очень здорово, на мой взгляд.

rifrazione
Oct. 31st, 2016 03:55 pm (UTC)

о, спасибо, это я люблю.
(и tavvitar из сноски на первой странице читала, отличная!)

irondragonfly
Oct. 31st, 2016 04:00 pm (UTC)
А ты по Гарри Поттеру, да?
rifrazione
Oct. 31st, 2016 04:14 pm (UTC)
Нет, по Марвел, "Мстители". Это пока единственный фандом, по которому читаю.
syn_snow
Oct. 31st, 2016 03:51 pm (UTC)
Мне, кстати, тоже нравится, что в фанфиках есть предупреждения. И всегда можно сразу увидеть хочу я читать историю с, например, предупреждением "Смерть персонажа" или нет.
hvd
Oct. 31st, 2016 07:26 pm (UTC)
Обычно слишком много предупреждений бывает, когда автор начинает свой первый фанфик. Он тогда лепит все, что предполагает сделать. А потом глядишь - предупреждения длиннее текста, и фанфик заморожен.
syn_snow
Nov. 1st, 2016 08:02 am (UTC)
И такое тоже бывает)
fay_despite
Oct. 31st, 2016 04:14 pm (UTC)
я негатива к фанфикам как к явлению не испытываю, и знаю из обсуждений на той же холиварке, что многие авторы к написанию подходят гиперответственно. Но читать как-то не получается.
Мне кажется, когда человек начинает "додумывать" биографию чужого героя, в тексте проявляется намного больше личного, чем в "самостоятельных" текстах.
Но это если сравнивать фанфики с нормальными (конечно, очень условное определение) книгами. В большинстве текстов с СИ, которые я просматриваю, и сюжет, и герои - это как слабый налет на огромной такой выпуклой картинке комплексов-желаний автора, ИМХО.
baka_utena
Oct. 31st, 2016 04:33 pm (UTC)
У нас на ФБ (не фейсбуке)) к этому ещё прилагаются обсуждения и литературные разборы, достойные пера Белинского =]
Думаю, тебе было бы интересно - со всех точек зрения, в том числее исследовательской) Но там закрытое сообщество, нужна регистрация на дайри.
hvd
Oct. 31st, 2016 07:27 pm (UTC)
Анекдотичная отмазка творческого человека "Я так вижу!" обычно сопровождается вопросом: "А что ж ты очки-то не носишь, зараза!?". :)
transmind
Oct. 31st, 2016 10:52 pm (UTC)
я как-то френдессу в ЖЖ читала, она писала фанфики про эльфов. Я оригиналы про эльфов и прочие средиземья не люблю читать и смотреть, но у неё написано было лёгким грамотным языком и с юмором. кажется, она под ником Тиамат писала. Ворнинг - там лёгкая и не очень гомоэротика :)
baka_utena
Nov. 3rd, 2016 11:00 am (UTC)
Вааау) Тиамат вообще в фандомных кругах очень известный автор! Мир тесен)
Слэш я не жалую, но мне нравятся её работы с реверсом гендерных ролей. Очень люблю этот ход ^^
dance_in_round
Nov. 1st, 2016 09:32 am (UTC)
прочитала твой пост и подумала: во многом фанфик, как жанр, есть возврат к глубинной сути сочинительства, как размышления о себе в мире и о мире вне себя.
понимаю, что формулирую наивно, но многие фанфикописцы ближе к литературе и даже к философии, чем официально признанные авторы, потому что их ведет познавательский зуд, желание пробовать и играться языком, моделировать психические движения, и желание это почти не сжато требованиями издателя или ожиданиями аудитории.
beth4ever
Nov. 3rd, 2016 10:07 am (UTC)
Да, это еще и некоммерческая история. Я не вижу там никакого особого желания "написать, чтоб нажиться".
( 17 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow